Книга название: Эффективность применения высокомоментных двигателей в станкостроении
Автор: Э.Г. Королёв
Год печати: 1981
Кол-во страниц: 140
Формат: Djvu
Одним из главных направлений дальнейшего развития отечественного станкостроения в одиннадцатой пятилетке является всемерное увеличение выпуска высокопроизводительного автоматизированного оборудования, способного обеспечить выполнение основной задачи - увеличение продукции машиностроения и металлообработки к концу 1985 г. не менее чем в 1,4 раза. Выполнение этой задачи немыслимо без повышения технического уровня и эффективности металлообрабатывающего оборудования и входящих в его состав комплектующих изделий, в частности комплектных электроприводов с быстродействующими электродвигателями постоянного тока. В настоящее время в станочных электроприводах получают все большее распространение высокомоментные двигатели (ВМД) постоянного тока. Использование в системах ВМД высокоэнергетических постоянных магнитов обусловило ряд существенных преимуществ по сравнению с обычными пазовыми двигателями постоянного тока с электромагнитным возбуждением, а также по сравнению с малоинерционными двигателями постоянного тока с гладким и печатным якорями.
Основными из них являются высокие значения электромагнитного вращающего момента и, как следствие этого, высокие значения углового ускорения в переходных режимах даже при достаточно \'больших значениях собственного момента инерции; равномерный ход при малых частотах вращения; способность выдержать большую перегрузку по току без размагничивания магнитной системы; относительно большая тепловая постоянная времени, вследствие чего допускаются значительные токовые нагрузки в кратковременном и повторно-кратковременном режимах работы; лучшие массо-габаритные .показатели; возможность установки двигателя в механизмах подачи станков непосредственно на ходовой винт. Надежная коммутация в ВМД обеспечивается высокой точностью исполнения магнитной и токосъемной систем и применением в коллекторно-щеточных узлах специальных материалов. ВМД снабжаются дополнительными устройствами, обеспечивающими согласование двигателя с системой управления: тахогенератором интегрального исполнения, датчиком пути, электромагнитным тормозом и тепловой защитой. Высокомоментные двигатели применяются совместно с транзисторными и тиристорными электроприводами.
Технический уровень высокомоментных двигателей в значительной степени определяет эффективность комплектуемых ими станков.
Электроприводы с высокомоментными двигателями применяют в современных станках различного назначения: токарных, сверлильно-расточных, фрезерных, электрофизических и электрохимических. Особое внимание уделяется применяемым для возбуждения ВМД постоянным магнитам, магнитным системам, а также техническим характеристикам ВМД, серийно выпускаемых в СССР и за рубежом. При рассмотрении теоретических вопросов большое значение уделено физике процессов и явлений, имеющих место в ВМД. С этой целью, например, параллельно с рассмотрением принципа действия ВМД выводятся основные электромагнитные и электромеханические соотношения. Такая форма изложения материала способствует выявлению и более глубокому пониманию отмеченных выше преимуществ ВМД по сравнению с другими типами двигателей постоянного тока. В заключительной части этого раздела книги приводятся сведения по перспективе развития промышленных серий ВМД.
Схема высокомоментного двигателя представлена на рис. 1. Его неподвижная часть (индуктор) представляет собой ферромагнитное в виде цилиндра, к внутренней поверхности которого прикреплены постоянные магниты 2 с полюсами чередующейся полярности. Индуктор предназначен для возбуждения двигателя, т. е. для создания в его рабочем воздушном зазоре б основного магнитного потока Ф8. Подвижной частью двигателя является вал 3 (рис. 1), вращающийся в подшипниках 4, на котором закреплены якорь 6 и коллектор 8. Якорь представляет собой шихтованный из листов электротехнической стали сердечник, в пазах которого размещена обмотка 5. Активные стороны секций обмотки якоря находятся под полюсами противоположной полярности. Концы секций подсоединены к электрически изолированным от вала и друг от друга коллекторным пластинам 7 (на рисунке показаны только две пластины}. Подключение обмотки якоря к источнику постоянного тока осу-ществляется посредством неподвижных электрических щеток 9, прижатых к пластинам коллектора. При подключении обмотки якоря к источнику по каждому проводнику протекает постоянный ток 1а. Поскольку проводники с током находятся в постоянном магнитном поле, на каждый из них действует электромагнитная сила.
Скачать бесплатно книгу Эффективность применения высокомоментных двигателей в станкостроении