Книга название: Подшипники сухого трения
Издание: Ленинград, \"Машиностроение\"
Автор: Б.Д. Воронков
Год печати: 1979
Кол-во страниц: 219
Формат: Djvu
Качество и эффективность машин и агрегатов непосредственно связаны со всемерным увеличением сроков службы и надежности разрабатываемого оборудования. Увеличение сроков службы ведет к уменьшению затрат на ремонт, обслуживание, производство нового оборудования. Одним из основных факторов, влияющих на безотказность, долговечность, ремонтопригодность оборудования, является работоспособность подшипников, работающих в тяжелых условиях без смазки и при смазке агрессивной средой, что способствует коррозионно-механическому изнашиванию. Со времени выхода в свет 1-го издания книги \"Подшипники сухого трения\" (1968 г.) подшипники без смазки получили распространение во всех без исключения отраслях техники. Разработаны вновь и эксплуатируются подшипники из силицирован-ного графита, углепластиков, металлофторопластовой ленты, твердых сплавов и наплавочных материалов. Благодаря применению этих новых материалов значительно расширилось использование подшипников, например в абразивосодержащих запыленных средах, в агрессивных маловязких жидкостях и газах, при высоких температурах, в вакууме и т. п. Кроме того, за эти годы рядом организаций созданы новые конструкции подшипников сухого трения, проведены их испытания, разработаны руководящие технические материалы и отраслевые стандарты.
Создана крупногабаритная аппаратура с перемешивающими устройствами, насосы, газодувные машины, компрессоры и другое оборудование с опорами, работающими без смазки и в агрессивных средах. Появилось большое количество авторских свидетельств и патентов на конструкции подшипников и новые антифрикционные материалы, способные работать в режиме сухого трения. Ведущие научно-исследовательские организации, такие как Имаш АН СССР, ИПМ АН УССР, НИИграфит, ВНИПП и др., разработали и внедрили в производство новые самосмазывающиеся материалы и композиции, позволившие создать подшипники для экстремальных условий работы. Все это обусловило необходимость переработки материала 1-го издания книги как частично устаревшего и дополнения его новыми данными. Введено пять новых параграфов по подшипникам из углепластиков, карбидокремниевых композиций, металлополимерных материалов, металлических сплавов. Целесообразность переиздания книги \"Подшипники сухого трения\" выявилась также в связи с многочисленными запросами организаций и отдельных специалистов, поступавшими к автору после выхода в свет первого издания по проектированию, изготовлению и эксплуатации подшипников сухого трения и отсутствием необходимых сведений в литературе.
В последние годы проблема повышения износостойкости деталей машин, в частности подшипников, все больше увязывается с развивающейся теорией внешнего трения, разработкой теоретических основ изнашивания, стандартизацией методов испытаний на износостойкость, созданием аналитических методов расчета. Широкое распространение получила усталостная теория износа И. В. Крагельского, по которой поверхность трения разрушается от многократно повторяющегося процесса передеформирования поверхностных слоев. Эта теория предполагает наличие на поверхности трущихся тел пленки, которая разделяет их и обеспечивает положительный градиент механических свойств по глубине тела. Работа подшипников без смазки протекает при взаимодействии поверхностей с сухим трением. В отличие от подшипников жидкостного трения контактирующие поверхности не разделены искусственно созданной масляной пленкой, полностью устраняющей контакт между ними. Однако при сухом трении трущиеся материалы также не вступают в непосредственный контакт друг с другом. В реальных условиях поверхность трения адсорбирует газы, пары, влагу окружающей среды, а также зачастую бывает покрыта окисным слоем. Даже незначительное присутствие этих веществ, удаление которых полностью произвести чрезвычайно трудно, совершенно изменяет картину трения. Ф. П. Боуден с сотрудниками измерили коэффициенты трения для чистых металлов.
Скачать бесплатно книгу Подшипники сухого трения