Книга название: Подшипники качения
Издание: Москва, \"Машиностроение\"
Автор: В.Н. Нарышкин
Год печати: 1984
Кол-во страниц: 143
Формат: Djvu
При проектировании новых машин в первую очередь следует ориентироваться на применение шариковых радиальных однорядных подшипников в связи с их относительно невысокой стоимостью, простотой монтажа и способностью воспринимать комбинированные нагрузки. Их устанавливают в редукторах, металлорежущих станках, электродвигателях малой н средней мощности и во многих узлах других машин и механизмов. Шариковые радиальные двухрядные сферические подшипники предназначены воспринимать радиальные и небольшие осевые нагрузки. Для восприятия значительных осевых нагрузок они не рекомендуются, так как в этом случае нагружен только один ряд шариков и грузоподъемность подшипника понижается. При качательных движениях сферические подшипники работают лучше, чем радиальные однорядные. Подшипники этого типа фиксируют положение вала относительно корпуса в двух осевых направлениях. Благодаря способности самоустанавлнваться они допускают несоосность посадочных мест (перекосы до 2-3°). При установке вала на трех и более подшипниках все центры расточек посадочных мест во избежание перегрузок должны лежать на одной прямой. Прн установке в одной опоре двух подшипников они самоустанавливаться не могут.
Сферические шарикоподшипники могут иметь цилиндрическое или коническое отверстие внутреннего кольца. Подшипники с коническими отверстиями, скомплектованные с закрепительными втулками, обеспечивают возможность монтажа подшипников (например, для трансмиссий, вентиляторов, сельскохозяйственных н текстильных машин) на гладкие валы без заплечиков и обработанные под подшипники нормального класса точности. Сепараторы этих подшипников, как правило, выполняют штампованными и только у подшипников больших размеров, выпускаемых в малых количествах, и в подшипниках высокой точности применяют массивные, преимущественно латунные, сепараторы. Роликоподшипники с короткими цилиндрическими роликами предназначены для восприятия значительных радиальных нагрузок; только некоторые из них дополнительно воспринимают кратковременные небольшие осевые нагрузки, фиксируя вал в осевом направлении. По быстроходности эти подшипники почти не уступают радиальным однорядным шарикоподшипникам, но они требуют точной соосности посадочных мест.
При отсутствии соосности возникают кромочные давления роликов на дорожки качения, резко снижающие срок службы подшипников. Роликоподшипники с короткими цилиндрическими роликами могут быть различными по конструкции в зависимости от наличия н расположения бортов на наружных н внутренних кольцах. Имеются восемь стандартных разновидностей этих подшипников; предусматривается также применение подшипников с цилиндрическими и коническими отверстиями внутренних колец. Кроме того, стандартизованы подшипники без одного из колец. В качестве материалов для массивных сепараторов используют обычно латунь бронзу, низкоуглероднстую н графитнзированную стали. Массивные сепараторы могут быть с цилиндрическими фрезерованными окнами и с приставными шайбами или цельными с окнами для роликов, изготовленными методом протягивания. Для снижения кромочных напряжений применяют ролики со скосами нлн ролики, имеющие выпуклый профиль образующей поверхности качения. Подшипники этой группы применяют в электродвигателях, газовых турбинах, скоростных вентиляторах, редукторах и других машинах.
Особенностью этих подшипников является расположение роликов, оси которых в одном ряду имеют смещение относительно роликов в другом ряду. Это обстоятельство, а также большое число роликов способствуют созданию повышенной жесткости подшипников в радиальном направлении. Коническое отверстие внутреннего кольца подшипников позволяет обеспечить прн монтаже малые радиальные зазоры н даже создать радиальный предварительный натяг, что существенно для шпинделей прецизионных станков (токарных, фрезерных, шлифовальных). Роликоподшипники радиальные сферические двухрядные имеют повышенную радиальную грузоподъемность по сравнению с подшипниками других типов. Они способны компенсировать значительную несоосность н прогибы вала, а также воспринимать комбинированную нагрузку (осевая грузоподъемность составляет 25 % неиспользованной допустимой радиальной нагрузки). Однако устанавливать нх для работы под чисто осевой нагрузкой ие рекомендуется, так как в этом случае работает только один рят роликов и, следовательно, грузоподъемность подшипника не используется полностью.
Скачать бесплатно книгу Подшипники качения