Книга название: Подшипники качения расчёт, проектирование и обслуживание опор
Издание: Москва, \"Машиностроение\"
Автор: Л.Я. Перель
Год печати: 1988
Кол-во страниц: 546
Формат: Djvu
Подшипники, применяемые в опорах машин и механизмов, делятся на два типа: скольжения и качения. В опорах с подшипниками скольжения взаимно подвижные рабочие поверхности вала и подшипника разделены только смазочным веществом, и вращение вала или корпуса происходит в условиях чистого скольжения. В опорах с подшипниками качения между взаимно подвижными кольцами подшипника находятся шарики или ролики, и вращение вала или корпуса происходит в основном в условиях качения. Подшипники качения, как и подшипники скольжения, в определенных условиях могут в различной степени удовлетворять требованиям, связанным с назначением механизма, условиям его монтажа и эксплуатации. При одинаковой грузоподъемности подшипники качения имеют по сравнению с подшипниками скольжения преимущество вследствие меньшего трения в момент пуска и при умеренных частотах вращения, меньших осевых габаритов (примерно в 2 - 3 раза), относительной простоты обслуживания и подачи смазки, низкой стоимости (особенно при массовом производстве подшипников качения малых и средних габаритов), малой амплитуды колебания сопротивления вращению в процессе работы механизма.
Кроме того, при использовании подшипников качения в значительно большей степени удовлетворяется требование взаимозаменяемости и унификации элементов узла: при выходе подшипника качения из строя его легко заменить новым, поскольку габариты и допуски на размеры посадочных мест строго стандартизированы, в то время как при износе подшипников скольжения приходится восстанавливать рабочую поверхность шейки вала, менять или вновь заливать антифрикционным сплавом вкладыш подшипника, подгонять его под требуемые размеры, выдерживая в заданных пределах рабочий зазор между поверхностями вала и подшипника. Недостатки подшипников качения заключаются в относительно больших радиальных габаритах и большем сопротивлении вращению при работе на высоких частотах вращения по сравнению с подшипниками скольжения, работающими в условиях жидкостной смазки, когда поверхности шейки вала и вкладыша полностью разделены тонким слоем смазывающей жидкости. На скоростные характеристики подшипников качения влияет трекие скольжения, существующее между сепаратором, отделяющим тела качения один от другого, и рабочими элементами подшипника. Поэтому при создании высокоскоростных мащин иногда приходится прибегать к установке подшипников скольжения, работающих в условиях жидкостной смазки, несмотря на значи-тельные трудности в их эксплуатации.
Кроме того, в ряде случаев подшипники качения обладают меньшей жесткостью, так как могут вызвать вибрацию вала вследствие ритмичного прокатывания тел качения через нагруженную зону опоры. К недостаткам опор на подшипниках качения можно отнести и более сложный монтаж их по сравнению с опорами на подшипниках, скольжения разъемного типа. Классификация подшипников.
1. По направлению действия воспринимаемой нагрузки подшипники делятся на следующие виды:
- радиальные, воспринимающие преимущественно радиальную нагрузку, которая действует перпендикулярно оси вращения подшипника;
- упорные, воспринимающие преимущественно осевую нагрузку, действующую вдоль оси вращения подшипника;
- радиально-упорные, воспринимающие комбинированную нагрузку, одновременно действующую на подшипник в радиальном и осевом направлениях, причем преобладающей может быть как радиальная, так и осевая нагрузка;
- упорно-радиальные воспринимающие в основном осевую нагрузку;
2. По форме тел качения подшипники делятся на шариковые и роликовые. Последние, в свою очередь, в зависимости от формы роликов подразделяются на следующие группы: с короткими цилиндрическими роликами; с длинными цилиндрическими; с витыми; с игольчатыми роликами; с коническими и со сферическими роликами.
3. По числу рядов тел качения подшипники делятся на одно-, двух-, четырех- и многорядные.
4. По основным конструктивным признакам подшипники делятся на следующие группы: самоустанавливающиеся и не самоустанавливающиеся; с цилиндрическим или конусным отверстием внутреннего кольца; одинарные или двойные; сдвоенные, строенные, счетверенные и т. п. Условные обозначения подшипников Система основных условных обозначений подшипников предусмотрена ГОСТ 3189-75. Дополнительные буквенные и цифровые условные обозначения, проставляемые слева и справа от основного условного обозначения, характеризуют специальные условия изготовления данного подшипника.
Скачать бесплатно книгу Подшипники качения расчёт, проектирование и обслуживание опор