Книга название: Металлофторопластовые подшипники
Издание: Москва, \"Машиностроение\"
Автор: А.П. Семёнов
Год печати: 1976
Кол-во страниц: 186
Формат: Djvu
В некоторых случаях подшипники скольжения обладают преимуществами по сравнению с подшипниками качения (малые размеры, масса и т. п.). В первую очередь это относится к подшипникам скольжения, способным работать без смазки, т. е. в условиях сухого трения. В настоящее время уже известны материалы для \"сухих подшипников\", обладающие теми или иными положительными свойствами. Наиболее благоприятную совокупность свойств имеют так называемые металлофторопластовые подшипники, состоящие из прочной конструкционной основы (как правило, стальной), пористого слоя антифрикционного сплава (например, бронзы), пропитанного смесью фторопласта с наполнителем, и тонкого поверхностного слоя такого же состава. Такие подшипники могут выдерживать очень большие нагрузки и способны работать без смазки в широком диапазоне температур (от -200 до +300° С) в воздушной и других газовых средах, в вакууме, а также в жидких средах, не обладающих смазочным действием. На них не образуется статическое электричество, и они не вызывают фреттингкоррозию и ложное бринеллирование.
В Советском Союзе основы производства таких подшипников были разработаны в Государственном научно-исследовательском институте машиноведения. В настоящее время металлофторопластовую ленту и подшипники из нее изготовляют на Климовском машиностроительном заводе; на некоторых предприятиях организовано производство индивидуальных подшипников (цилиндрических с внутренней или наружной рабочей поверхностью, сфе-рических и др.). Металлофторопластовые подшипники нашли применение в машиностроительной, авиационной и других отраслях промышленности в ответственных узлах вращательного и колебательного (возвратно-вращательного) движения. В настоящей книге обобщены исследования и практический опыт авторов, а также другие опубликованные сведения о применений металлофторопластовых \"подшипников в СССР и за рубежом. Освещены положительные качества подшипников скольжения по сравнению с подшипниками качения и тенденции развития материалов для подшипников скольжения. Описаны строение и свойства основных разновидностей композиционных металлофторопластовых материалов и исходных компонентов (фторопласта, наполнителей, пористого металлического слоя). Приведены, технологические процессы изготовления металлофторопластовых подшипников (из ленты и \"индивидуальных\"), стенды и методики исследования подшипников при колебательном и вращательном движении.
Сопряжения подвижных одна относительно другой деталей имеются в любых машинах и механизмах. Одно из наиболее распространенных в наши дни сопряжений ступицы колеса с шипом появилось несколько тысячелетий назад, дав в последствии название \"подшипники\" всем вспомогательным устройствам, служащим для обеспечения взаимной подвижности отдельных деталей конструкции. Длительное время были известны и применялись лишь подшипники скольжения. Подшипники качения, в близком к современному конструктивном исполнении, были изобретены в конце прошлого века. Их первым назначением было облегчить вращение велосипедного колеса. Прогресс техники сопровождался интенсивным внедрением подшипников качения, особенно в агрегаты вращательного движения. Подшипники качения позволили повысить грузоподъемность и долговечность машин, снизить потери на трение. Непрерывно возрастающие потребности техники порождают новые типы подвижных сопряжений. Для узлов, передающих колебательное движение, начинают применять упругие эластомерные подшипники. Для высоких скоростей вращения за последние десятилетия разработаны подшипники скольжения с газовой смазкой и подшипники, в которых используется магнитный подвес. В современной технике подшипники скольжения и качения являются основными типами подвижных сопряжений, каждый из которых имеет свою область применения, определяемую техническими и экономическими требованиями.
При выборе одного из двух основных типов подшипников в первую очередь следует учитывать, насколько каждый из них в заданных условиях эксплуатации способен обеспечивать либо минимальный, либо некоторый определенный уровень сил трения в сопряжении, а также снижать износ сопрягаемых деталей. Трение в опорах валов, служащих для передачи механической энергии в энергетических установках, трансмиссиях и исполнительных механизмах, снижает к. п. д. машин и должно быть по возможности исключено. Подшипники скольжения обеспечивают весьма низкий уровень сил трения только при работе в режиме гидродинамической или гидростатической смазки, когда контактирующие. рабочие поверхности полностью разделены пленкой смазочной жидкости. Режим гидродинамической смазки возникает лишь при достаточно высокой скорости относительного движения, определяемой геометрией подшипникового узла, величиной передаваемой им нагрузки и вязкостью смазки.
При меньшей скорости в ряде случаев подшипники качения несмотря на их большие габариты предпочтительнее, чем подшипники скольжения. Шарниры колебательного движения во многих случаях являются примерами сопряжений, благоприятствующих использованию подшипников скольжения. Колебательное движение присуще управляющим и саморегулирующимся системам, подверженным воздействию вибрационных сил сопряжениям, амортизирующим устройствам. Во многих шарнирах этих конструкций некоторое трение, выполняя функции демпфирования вредных колебаний, является полезным. Подшипники качения в условиях колебательного движения, особенно с малыми смещениями, часто работают неудовлетворительно: при пробеге, соизмеримом по величине с диаметром отпечатка тела качения, на беговых дорожках и телах качения развиваются явления ложного бринеллирования и фреттинг-коррозии, приводящие к быстрому выходу из строя подшипника.
Скачать бесплатно книгу Металлофторопластовые подшипники